| RSSГлавная | Дневник

Меню

Календарь

«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Кто такой Степан Бандера?
Всего ответов: 155
Главная » 2008 » Июль » 24 »

Китайцы скопировали наш лучший в мире боевой самолет


16:49
Китайцы скопировали наш лучший в мире боевой самолет



Китайцы скопировали наш лучший в мире боевой самолет И уже готовы завалить рынок пиратскими копиями
Виктор БАРАНЕЦ — 24.07.2008


По объему экспорта оружия Россия занимает второе место в мире. После США. Наша «оборонка», несмотря на все проблемы, продолжает производить уникальные вооружения, многие из которых считаются лучшими в мире. Взять хотя бы наши истребители семейства Су. В свое время их охотно и в больших количествах покупал у нас, в частности, Китай. Это приносило в госказну гигантскую прибыль (бывало до $3 млрд. в год!). Но 12 лет назад министры и генералы, военные инженеры и конструкторы Поднебесной решили, что с покупкой русских боевых «сухарей» надо завязывать. Вознамерились их сами делать. И уговорили Москву продать им лицензию на производство этого самолета, что вызвало саркастические ухмылки на лицах светил российского самолетостроения. Они убеждали китайцев, что лицензионные самолеты могут стать для них бесполезной тратой денег. Но китайцы упорно стояли на своем. И вот недавно пришла нерадостная сенсационная весть: Китай сумел скопировать российский истребитель!

Теперь смуглолицые покупатели уже не заглядывают с жадной азиатской страстью в глаза наших торговцев истребителями. Заплатив деньги за лицензию, они одним махом приобрели результаты долгого труда наших конструкторов и «оборонщиков», наши технические секреты и ноу-хау. Вот и получается, что Россия с помощью своих блестящих мозгов и технологий укрепляет оборонную мощь восточного соседа, который уже начинает... сам торговать лицензионными самолетами! А в нашу казну больше не льется золотым потоком прибыль из Пекина. Почему же так происходит? Об этой проблеме военный обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ беседует с директором Центра анализа и стратегий Русланом ПУХОВЫМ.

Воровство по лицензии

- Руслан Николаевич, как понимать вот такие сделки?

- Позвольте напомнить предысторию. С 1992 по 2005 год Китаю было поставлено из России 176 истребителей семейства Су-27. Они стали самыми современными китайскими боевыми самолетами. Кроме того, в 1996 году Москва заключила с Пекином соглашение о лицензионном производстве 200 истребителей Су-27СК в Китае. Предусматривалось не полное размещение производства Су-27СК, а только сборка этих самолетов в Шеньяне из поставляемых из России сборочных комплектов и комплектующих. Комплекты для сборки поставляло Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Гагарина, турбореактивные двигатели АЛ-31Ф целиком шли с московского завода «Салют». Из России прибывала и вся бортовая электроника.

- И каким же получился результат?

- Выкатка первого серийного Су-27СК китайской сборки (китайское обозначение J-11А) произошла в декабре 1998 года. По первому контракту в рамках этого соглашения Китаю было поставлено около 100 сборочных комплектов. Однако освоение производства в Шеньяне затянулось, и до начала 2000 года было построено только 8 самолетов. Сборка всей первой лицензионной партии была завершена к началу 2004 года, однако планировавшийся контракт на поставку следующих приблизительно 100 комплектов для сборки подписан так и не был.

- Почему?

- Выяснилось, что параллельно со сборкой истребителей Су-27СК из российских комплектов китайцы одновременно вели в Шеньяне и копирование этого самолета. Эта «пиратская» копия получила местное обозначение J-11B. Три опытных прототипа J-11B проходят летные испытания с 2006 года. На них китайцы установили разработанные собственными силами двигатели, которые, по некоторым данным, также являются своего рода «пиратскими» копиями нашего двигателя АЛ-31Ф. Более того! Китай намерен предложить J-11В и на экспорт.

- И чем это нам грозит?

- Пока возможности Китая по организации действительно массового самостоятельного выпуска J-11В (и особенно двигателей для них) остаются неясными. Речь, наверное, может идти о десятках машин. Но ведь это лишь начало! Тем не менее очевидно, что таким образом Китай фактически стал независимым от поставок истребителей семейства Су-27 из России, наглядно продемонстрировав все риски военно-технического сотрудничества с Пекином.

А это китайский «близнец» нашей «сушки». Его собирают на заводе в Шеньяне.
Было ваше - станет наше

- Все это можно назвать по-простому - воровством?

- Скажу иначе: создалась совершенно беспрецедентная скандальнейшая ситуация хищения по сути дела «визитной карточки» отечественного авиапрома - истребителей семейства Су-27. Безусловно, китайской стороной были здесь нарушены многие соглашения.

- А есть какие-то международные документы, которые регулируют правила использования лицензии? Установлена ли ответственность за нарушение лицензионных правил?

- Безусловно, существуют международные соглашения об охране интеллектуальной собственности. Однако будем откровенны: в такой чувствительной и важной сфере, как национальная безопасность, действенность таких соглашений выглядит более чем сомнительной. Как и апелляция к этим соглашениям. В последние годы Россия пытается заключить с КНР специальное двухстороннее соглашение о защите интеллектуальной собственности в военной сфере. Однако пока что успехом это не увенчалось.

Ущерб - $5 миллиардов!

- Наладив производство лицензионных Су-27, Китай насыщает свои ВВС и сворачивает закупки этих машин у России. А это значит, согласитесь, что мы больше не получим гигантских доходов от оружейного экспорта?

- Да, можно сказать, что в результате в Китай были не поставлены около 100 комплектов для сборки истребителей Су-27СК, а также до 48 готовых истребителей, о поставке которых велись переговоры. Общий ущерб - около 5 миллиардов долларов.

- Это же почти годовая выручка от всего нашего оружейного экспорта!

- И тем не менее, на мой взгляд, было бы неправильно говорить о том, что «мы нанесли ущерб сами себе». Мне кажется, что решение о продаже лицензии на производство Су-27 в КНР в конкретных исторических условиях середины 90-х годов было совершенно правильным. В тот период полного отсутствия госфинансирования это позволило сохранить потенциал ОКБ «Сухого». Именно с этим конструкторским бюро сейчас связаны надежды на сохранение российских позиций на мировом рынке не только боевой, но и гражданской авиации.

- То есть можно сказать, что китайцы спасли от смерти ОКБ «Сухого»?

- Да, именно так, китайские и индийские заказы спасли ОКБ «Сухого» в 90-е годы. Благодаря тем контрактам КБ «Сухого» сохранило способность создавать новые боевые авиационные комплексы, как это наглядно демонстрирует программа истребителя Су-35 и перспективный авиакомплекс фронтовой авиации.

- То есть за чужие деньги мы развивали свою авиацию?

- Можно сказать и так. Сейчас в стране есть финансовые ресурсы для того, чтобы компенсировать отсутствие китайских заказов. Россия вполне может себе позволить без ущерба для стабильности бюджета закупать 12 - 15 новых истребителей в год и ремонтировать с одновременной модернизацией еще 30 - 50 машин в год. Это обеспечило бы и загрузку производственных мощностей, и поддержание потенциала ВВС до момента начала крупносерийных закупок Су-35.

Три самолета себе, а 100 - на экспорт

- Но почему же уже долгое время наши ВВС закупают только 3 - 4 машины в год, как в 2007-м, например? Ведь по госпрограмме вооружений правительство выделило армии 4 трлн. рублей! Деньги есть - где самолеты?

- Действительно в настоящее время ситуация с закупками авиатехники выглядит совершенно неприемлемой. Сегодня в России имеющиеся боевые самолеты в большинстве своем морально и физически устарели. Сейчас из года в год растет налет летчиков, в текущем году ожидается, что будет достигнут годовой налет в 60 часов. Но это означает, что ресурс оставшихся истребителей будет израсходован уже к 2010 - 2011 годам. На чем собираются летать ВВС России через три-четыре года?

- А как вы в целом можете объяснить этот печальный «феномен»: уже лет 15 наша «оборонка» почти 95% новых самолетов гонит на экспорт, а своей армии достаются лишь крохи? Что, денег хватает только на ремонт или модернизацию машин?

- Опять же такая ситуация была объяснима в конце 90-х годов, когда основным приоритетом финансовой политики России была выплата внешних займов и обеспечение своевременных выплат бюджетникам. Но сегодня крупносерийные закупки прежде всего в области тактической авиации и для сил общего назначения ВМФ представляются совершенно необходимыми как в интересах безопасности России, так и с экономической точки зрения. Но пока мы этого не видим...

- И чем это может нам икнуться?

- Например, уже сегодня можно говорить об утрате превосходства российских ВВС над такими в общем второразрядными военными державами, как Польша или Турция. Все менее невероятной кажется и возможность утраты качественного военно-технического превосходства над некоторыми странами ближнего зарубежья, причем именно теми, которые проводят оголтелую антироссийскую политику.

Полностью статья
Китайцы скопировали наш лучший в мире боевой самолет
Просмотров: 4590 | Добавил: tolyan15 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
0  
1 шнурок   (01.10.2008 17:14) [Материал]
комментировать собственно нечего, всё и так .....



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Профиль

Статистика


Поздравляем с Днем Рождения!
     

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Здравствуйте
Гость
Вы c нами уже

день

Зарегистрированно:
Всего: 2345
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 3
Модераторов: 6
Проверенных: 101
Обычных юзеров: 2235
Из них
Парней: 1831
Девушек: 512

Друзья


Фотки

www.vvs.ucoz.ua © 2024 Изготовление сайтов http://websprofi.ru/. Используются технологии uCoz